Программа отступления из Газы: «переработанная версия»[1]

Алек Д. Эпштейн

            28 мая на официальном сайте Министерства главы правительства Израиля (на иврите) была обнародована «переработанная версия» программы «поэтапного размежевания». Хотя эта программа, которую лидер Ликуда А. Шарон представил своим однопартийцам в середине апреля, уже была отвергнута ими в ходе мини-референдума, состоявшегося менее месяца назад, 2 мая с.г., утверждается, что новый вариант этого важнейшего внешнеполитического документа принципиально отличается от предыдущего. Действительно ли это так? Подробное сравнение текстов обеих версий программы А. Шарона позволяет сделать вывод о том, что различия между ними – почти исключительно процедурного характера.

            Во-первых, сам объем израильских уступок остался абсолютно без изменений: Израиль по прежнему обязуется эвакуировать все свои поселения из сектора Газы (их там двадцать одно, и в них проживают семь с половиной тысяч человек; подробные данные о них даны в приложении) и Северной Самарии (их там четыре, и в них живут несколько сот человек). В отличие от прежнего варианта программы, который предусматривал единовременное проведение эвакуации поселений, в «переработанной версии» этот процесс делится на четыре этапа. Согласно этому плану, на первом этапе будут ликвидированы три поселения в секторе Газа: Нецарим, Мораг и Кфар-Даром. На втором этапе будут ликвидированы четыре поселения в Самарии: Ганим, Кедим, Хомеш и Санур, на третьем – все поселения района Гуш-Катиф, на четвертом – три поселения на севере сектора Газы: Алей-Синай, Нисанит и Дугит. Т.е., хотя процесс эвакуации поселений разбит на четыре временных отрезка, причем планируется отдельное обсуждение правительством каждого из этапов эвакуации, и сам принцип ликвидации еврейских поселений и их детальный список остались неизменными.

Во-вторых, в «переработанной версии», как и в предыдущем документе, завершение реализации последнего этапа плана намечено на конец 2005 года. В принципе, в подобных документах сроки имеют не самое большое значение. Достаточно напомнить, что по соглашениям Осло переговоры о достижении постоянного урегулирования между Израилем и палестинскими арабами должны были успешно завершиться еще пять лет назад, не позднее 4 мая 1999 года, а первый этап «Дорожной карты», включающий «прекращение террора и насилия, нормализацию условий жизни палестинцев и формирование новых палестинских институтов власти», должен был быть реализован год назад, в мае 2003 года. Однако, даже и с этими оговорками, факт остается фактом: намеченный срок реализации программы был оставлен А. Шароном без каких-либо изменений.

Что же изменилось? Фактически, в документ было внесено лишь два изменения, по правде говоря, не особенно существенных.

Во-первых, в «переработанной версии» говорится, что «дома и «чувствительные» общественно-религиозные объекты (например, синагоги) во всех поселениях не будут оставлены на своих местах» – иными словами, будут разрушены. А. Шарон, в качестве министра обороны в правительстве М. Бегина, уже разрушал город Ямит, расположенный на Синайском полуострове, который по мирному договору был целиком возвращен Египту. Лично мне эта жажда повсеместного разрушения представляется неоправданной, однако, вероятно, главе правительства было трудно смириться с несколько демагогическими утверждениями поселенческих лидеров, что в будущем в покинутых ими домах поселятся боевики «Исламского джихада».

Во-вторых, «переработанной версией» плана предусматривается отказ от ответственности за продолжение функционирования промышленной зоны «Эрез», находящейся на границе Израиля и сектора Газа (до недавнего времени там работали четыре тысячи палестинских арабов, однако после ряда совершенных там террористических актов это число было резко сокращено). Изначально планировалось выработать соответствующие процедуры, касающиеся обеспечения безопасности, которые бы позволили сохранить эту промышленную зону, однако в «переработанном варианте» плана от этой идеи было решено отказаться.

Закономерен вопрос: знай члены Ликуда о внесенных премьер-министром изменениях, изменилась ли бы их позиция по отношению к предлагаемому им плану? По-моему, отрицательный ответ на этот вопрос очевиден. Совершенно очевидно, что и премьер-министр не питает иллюзий по этому вопросу, иначе он предложил бы, например, устроить повторный мини-референдум среди членов правящей партии Ликуд, однако такая идея даже не стоит на повестке дня.

Многие обозреватели и аналитики «пришли на помощь» А. Шарону, пытаясь доказать, что результаты мини-референдума среди членов Ликуда, проведенного 2 мая с.г., могут быть проигнорированы «по объективным причинам». Тезис этот представляется мне крайне проблематичным, однако учитывая тот факт, что именно так фактически и поступил премьер-министр Израиля, необходимо внимательно рассмотреть содержание подобных утверждений.

            Во-первых, повсеместно отмечалось, что столь неблагоприятные для А. Шарона результаты мини-референдума во многом стали результатом убийства в Газе на шоссе Кисуфим в тот же день, 2 мая 2004 года, пяти членов семьи Хатуэль: матери и четверых ее несовершеннолетних девочек, которые были обстреляны из засады, а затем добиты контрольными выстрелами в головы. Конечно, этот страшный террористический акт потряс многих израильтян, но факт состоит в том, что, по данным социологических опросов, проведенных в последнюю неделю накануне мини-референдума, большинство членов Ликуда в любом случае собиралось голосовать «против». Поэтому утверждения о том, что убийцы семьи Хатуэль победили на мини-референдуме главу правительства Израиля представляются сильно преувеличенными: программа А. Шарона, по всей вероятности, была бы отвергнута и без этого ужасного террористического акта.

            Во-вторых, многократно повторялось, что избиратели Ликуда (а это, кстати сказать, примерно треть населения страны) вообще не готовы к каким-либо уступкам, поэтому от них, якобы, в любом случае, невозможно ожидать поддержки какой-либо политической инициативы. И этот аргумент я считаю ошибочным, и вот почему. В известном интервью Ари Шавиту, одному из наиболее оригинально мыслящих авторов влиятельной газеты «Ха’арец», в котором А. Шарон говорил о необходимости в будущем пойти на «болезненные уступки», он сказал: «Если мы придем к ситуации истинного мира, подлинного мира, гарантированного мира для будущих поколений – то нам придется осуществить болезненные уступки. Не взамен обещаний – но только взамен подлинного, реального мира». Именно в надежде на «подлинный, реальный мир» израильские силы оставили в 1994–1997 гг. не только Газу и Хан-Юнес, но и такие важные для еврейской истории города, как Иерихо, Шхем и Хеврон (в последнем Израиль сохранил контроль лишь за небольшим еврейским кварталом). Большинство израильтян (и, в том числе, избирателей правящей партии) готовы и на дальнейшие уступки ради достижения подлинного, реального и долгосрочного мира. Но даже сам А. Шарон не пытался утверждать, что его план односторонней, не согласованной с палестинцами и не закрепленной в каком-либо мирном договоре, эвакуации из Газы и Северной Самарии является шагом в этом направлении.

Новая программа А. Шарона, очевидным образом, противоречит его собственным многочисленным заявлениям, сделанным в прошлые годы. Так, в 1989 году, на церемонии закладки поселения Пеат-Садэ он сказал, что «поселения района Гуш-Катиф – это защита юго-западной границы Государства Израиль, и правительство Израиля [тогда существовало правительство национального единства, и А. Шарон занимал в нем пост министра промышленности и торговли] заявляет в свете создания этого поселения, в качестве политической декларации всему миру, что мы останемся здесь навсегда». «Участь Нецарим такая же как участь Негбы и Тель-Авива, эвакуация Нецарим приведет к эскалации террора и к усилению давления на нас», – говорил Ариэль Шарон, выступая на ежегодной конференции американского еврейского лобби ЭЙПАК (процитировано в газете «Маарив» от 24 апреля 2002 г.). Что изменилось за истекшие два года? По правде говоря, премьер-министр не особенно внятно аргументировал изменение собственной позиции на противоположную, и это не могло – и не может – не беспокоить.

План А. Шарона должен был стать альтернативой зашедшей в тупик «Дорожной карте» – неспособность палестинского руководства выдвинуть из своих рядов фигуру, с которой Израиль мог бы договориться о конкретных шагах по мирному урегулированию текущей ситуации, по сути сорвала усилия Вашингтона, пытавшегося установить мир на Ближнем Востоке путем создания суверенного Палестинского государства. В настоящее время лидеры Палестинской администрации не могут предложить ни одной дипломатической инициативы, фактически передав ситуацию на откуп радикалам из таких террористических организаций, как «Хамас» и «Исламский джихад». Пока же, пишет британская газета «Таймс», на территориях ждут, когда умрет Ясир Арафат и освободится пространство для политического маневра. Но Я. Арафат, один из создателей организации ФАТХ в 1959 году и ее лидер на протяжении последних сорока лет, не только не собирается умирать, но и категорически отказывается передать какие-либо властные полномочия другим палестинским политикам: М. Аббасу (который из-за этого подал в отставку с поста главы правительства Палестинской администрации), М. Дахлану или кому-либо еще. Израильское правительство приняло многочисленные декларации и резолюции о «нерелевантности» Я. Арафата, о том, что он больше не является партнером по мирному урегулированию и Израиль будет вести контакты с другими палестинскими представителями – в ретроспективе очевидно, что все эти декларации так и остались не более, чем декларациями. В реальности Израиль не сумел найти (или создать) какой-либо альтернативный умеренный и ориентированный на мирное урегулирование центр лидерства в палестинском руководства. А значит, уход из Газы и Северной Самарии никак не приблизит Израиль к более мирному и безопасному существованию: возникший в этих районах вакуум власти заполнят не пацифисты из организаций «Гринпис» или Интернационала противников войны.

Этот вопрос не может не беспокоить. «Эвакуация опасна, отступление породит ощущение победы у палестинцев и приведет к усилению террора», – отметил глава Общей службы безопасности (ШАБАКа) Ави Дихтер (процитировано в газете «Маарив» от 11 февраля 2004 г.). «Односторонне отступление с территорий – капитуляция перед террором. Будет неправильным шагом эвакуировать Нецарим. Отступление придаст свежие силы террористам и увеличит их аппетит», – говорил начальник Генерального штаба Моше (Буги) Яалон (процитировано в газете «Хаарец» от 3 декабря 2002 г.). «Разговоры об отступлении поощряют террор. Нет сомнения в том, что разговоры об уходе оказывают влияние. Мы видели это в Ливане [перед уходом ЦАХАЛа в мае 2000 года]. Когда мы начинаем говорить об уходе – это как дуновение свежего ветра в паруса враждебных нам организаций...», – выразил свое мнение командующий Южным военным округом генерал-майор Дан Харэль (радиостанция «Галей ЦАХАЛ», 8 марта 2004 г.). «Одностороннее отступление из Газы будет воспринято палестинцами как капитуляция перед террором и может добавить мотивации для продолжения террористических актов», – говорил глава военной разведки (АМАНа) генерал-майор Аарон Зеэви-Фаркаш, выступая перед членами Комиссии по иностранным делам и обороне Кнессета 10 февраля 2004. Глава правительства – сам профессиональный военный, генерал-майор запаса, отлично знает, с каким вниманием в стране относятся к позиции высшего военного руководства (особенно когда между генералами наблюдается столь редкое единодушие). Представил ли Ариэль Шарон сколько-нибудь убедительные контраргументы, которые бы позволили обществу отмахнуться от позиции начальника Генерального штаба, главы военной разведки и Общей службы безопасности? По правде сказать, даже и не пытался.

По данным, опубликованным в печати 23 мая с.г. (в частности, в израильской газете «Маарив»), исламская террористическая организация «Хамас» обогнала по популярности среди жителей Западного берега возглавляемое Ясиром Арафатом движение ФАТХ. Об этом свидетельствует опрос, проведенный Центром социологических исследований при находящемся в Шхеме университете А-Наджах. 26.5% из 1371 опрошенных заявили о поддержке деятельности «Хамаса» и лишь 22% заявили, что продолжают оставаться сторонниками политики, проводимой лидерами ФАТХа. 7% заявили о своих симпатиях к «Исламскому джихаду» и аналогичное число участников опроса заявили о поддержке других исламистских движений и группировок. В поддержку светских националистических движений марксистского толка (НФОП, ДФОП и других) высказались 8% опрошенных. (По итогам предыдущего опроса, проведенного социологами из университета А-Наджах в январе 2004 года, в поддержку ФАТХа высказались 25,4%, «Хамаса» – 17,4%, «Исламского джихада» – 4,7%, НФОП – 4% респондентов). Важно отметить: впервые «Хамас» обогнал по популярности ФАТХ не только в секторе Газа, но и на Западном берегу. Как отмечает Хода эль-Хусейни в своей статье в «Al-Sharq Al-Awast» от 20 мая с.г., «В то время как израильские войска штурмовали квартал Эз-Зейтун в Газе, отряды «Хамаса» и «Танзима» воевали между собой, соперничая за контроль над палестинскими учреждениями Западного берега и сектора Газа, за профсоюзы и университеты. Самые жестокие междоусобные столкновения произошли в Наблусе (Шхеме) в разгар выборов в университете «Аль-Кудс»: тогда в перестрелках получили ранения 8 палестинцев. В Газе сторонники ФАТХа (в том числе судьи, сотрудники полиции и чиновники городских администраций) подвергаются нападениям, а их офисы – разграблению. В то время как израильские войска штурмовали лагерь беженцев в Рафахе и разрушали дома палестинских бедняков, «Бригады Аз ад-Дина эль-Кассама» («Хамас»), «Бригады мучеников Аль-Аксы» (ФАТХ) и «Бригады Аль-Кудса» («Исламский джихад») спорили о том, кто из них осуществил операцию в квартале Эз-Зейтун, унесшую жизни шести израильских солдат». Спорили, надо сказать, не с целью оправдаться, а наоборот, дабы доказать, что именно их бойцы наносят наиболее болезненные удары «сионистскому врагу». Более того: по данным цитировавшегося выше опроса, всего 18% опрошенных полагают, что Палестинская администрация способна установить контроль на сектором Газы в случае вывода оттуда израильских войск. По мнению 39% опрошенных власть в секторе нынешней Палестинской администрации придется разделить с исламистскими организациями – «Хамасом» и «Исламским джихадом» (по крайней мере формально, сегодня эти силы относятся к палестинской оппозиции). Соответствует ли интересам Израиля и шансам на продвижение мирного урегулирования в сколько-нибудь обозримом будущем такое усиление исламистов на территориях Газы и Западного берега?

Уволив некоторых министров-«бунтарей» и пойдя на коалиционное сотрудничество с Партией Труда, при поддержке пятнадцати депутатов от «Шинуя», А. Шарон всегда сможет провести свою программу через правительство и Кнессет. Такой сценарий, кстати, достаточно вероятной, представляется мне в высшей степени проблематичным, и вот почему. Сегодня очевидно, что против программы А. Шарона выступают не только большинство членов Ликуда, но и большинство членов Центрального комитета, а также парламентской фракции этого движения. Более того, ее не готовы поддержать и большинство министров от Ликуда. Против программы категорически выступают лидеры естественных парламентских партнеров Ликуда – Национально-религиозной партии во главе с министром строительства Эфи Эйтамом и блока «Национальное единство» во главе с министром транспорта Авигдором Либерманом. Оба они объявили, что в случае утверждения этой программы, вынуждены будут выйти из правительства. Да, вполне вероятно, что 19 депутатов от Партии Труда во главе с 80-летним Шимоном Пересом будут рады занять их место; но А. Шарон отлично знает, что большая часть его избирателей предпочитает видеть в правительстве именно религиозных сионистов и А. Либермана, а не Ш. Переса, Х. Рамона и других левых политиков. В этом случае арифметические соображения (19 депутатов Партии Труда – это больше, чем 15 депутатов от Национально-религиозной партии и блока «Национальное единство») никак не могут затмить ту горечь разочарования и обмана, которую испытают сотни тысяч избирателей Ликуда. А. Шарон, бывший в середине 1970-х годов одним из наиболее активных строителей этого блока, не может не понимать этого. Тотальный цинизм и нигилизм станут доминировать в израильском обществе. Такое общество в тех условиях, в которых находится сегодня Израиль, едва ли окажется жизнеспособным.

Принятие правительством Ликуда программы, отвергнутой членами той же партии в ходе мини-референдума, итоги которого глава правительства обязался выполнить, может иметь гибельные последствия для настоящего и будущего израильской демократии. Когда значительные группы общества лишаются возможности влиять на происходящие процессы в рамках демократических процедур, ибо избранная власть воспринимает свой мандат как безграничный, демонстрируя полное пренебрежение к общественному мнению и волеизъявлению избранных представителей в органах репрезентативной власти, тогда опасность отката на антидемократический путь, сопряженный с насилием, увеличивается многократно. Израильская демократия не перенесет повторения 4 ноября 1995 года [в этот день был убит премьер-министр Ицхак Рабин], а потому избранная власть должна сделать все, от нее зависящее, чтобы не подталкивать радикально настроенных граждан к экстремизму и насилию. Я думаю, что только строгое, безупречное соблюдение всех демократических процедур сохранит приемлемую степень доверия общества к институтам власти и принимаемым им решениям, предотвратит сползание Израиля к гражданской войне, сохранит Израиль как еврейское демократическое государство.

 

 

Автор – доктор философии, преподаватель кафедры социологии и политологии Открытого университета Израиля и Центра Чейза Еврейского университета в Иерусалиме. Институтом изучения Израиля и Ближнего Востока выпущена его монография «Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия», а также отредактированный им сборник статей и документов «Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе».

 

Приложение.

Еврейские поселения в секторе Газа

 

АЛЕЙ СИНАЙ

Алей Синай – нерелигиозный мошав (сельскохозяйственное кооперативное поселение) был основан в 1983 г. Ядром поселенцев стали частично жители эвакуированной полосы Ямит и частично жители других районов Израиля. Поселение расположено в северной части района Гуш-Катиф на расстоянии приблизительно 15 километров к югу от Ашкелона. В названии Алей-Синай звучит тоска по Синаю, откуда были эвакуирована часть жителей и их надежда на возвращение. В Алей-Синай проживает 80 семей (около 350 человек). Большая часть жителей обладает свободными профессиями. В поселении действуют дневные ясли и детский сад. Школьники ездят в школы, расположенные в районе Шаар-ха-Негев и в Ашкелоне. В поселке открыты образовательные секции и кружки, которые курирует Совет по культуре и образованию.

АЦМОНА (БНЕЙ АЦМОНА)

Поселение Ацмона возникло в 1978 г. в качестве реакции протеста на израильско-египетские соглашения, заключенные в Кемп-Дэвиде. Вначале Ацмона представляла собой мошав, затем, после процесса приватизации, все семьи, проживающие в нем, стали членами двух объединений: тридцать семей принадлежат к кооперативному движению, а остальные – к общинному объединению (мерказ кехилати). На сегодняшний день в Ацмоне проживает более 70 семей (около 500 человек). Жители поселения ведут религиозный образ жизни. В поселке существуют различные образовательные учреждения: ясли, детсады, религиозные начальные школы для мальчиков и девочек (в которых учатся 550 учащихся), школа по подготовке призывников к службе в армии (директор – рав Рафи Перец), где ежегодно обучаются и тренируются около 150 человек. В поселении работает клуб, где к услугам детей разнообразные секции и кружки по интересам, а также действует отделение молодежного движения «Ариэль». В распоряжении кооперативного хозяйства – 5 тысяч дунамов земли, на которой выращивают продукты сельского хозяйства, на 12 дунамах расположены птичники для разведения индюков, коровник, строительная компания и питомник по выращиванию саженцев «Ацмона», который считается одним из самых передовых в своей отрасли.

БДОЛАХ

Поселение Бдолах создано в 1986 г. потомками жителей сельскохозяйственных поселений южного Негева, полосы Лахиш и района Шарон в рамках религиозно-сионистского объединения Ха-поэль ха-мизрахи. Жители поселения соблюдают религиозные традиции и придерживаются принципа движения Бней-Акива «Тора и работа». В поселении насчитывается 33 семьи (около 220 человек). Большая часть поселенцев занимается выращиванием в теплицах экологически чистых овощей. Продукция из Бдолаха идет на внутренний рынок, а также экспортируется. В течение всего года в поселении кипит культурная жизнь. За последние годы в поселение были приняты ряд семей из Франции, внесших значительный вклад в общественную жизнь Бдолаха. Программа развития поселения предусматривает проживание 60 семей, занимающихся сельским хозяйством и 60 семей, проживающих там, но работающих за пределами населенного пункта.

ГАДИД

Мошав Гадид был основан в 1982 г. как религиозное поселение. Сейчас в нем проживает 60 семей и еще 15 семей – в центре абсорбции. Мошав Гадид построен на холме среди песков и пальм, с великолепным видом на Средиземное море. Большинство жителей мошава зарабатывают на жизнь разведением цветов и овощей, а также изготовлением вытяжек из лекарственных растений. Некоторые жители работают в сфере образования, в муниципалитете и на других работах – как в Гуш-Катифе, так и за его пределами. Ясли и детские сады принимают детей от трех до пяти лет. С первого класса дети посещают региональную школу в поселении Неве-Дкалим, муниципальном центре Гуш-Катифа, которое находится в пяти минутах езды от Гадида. На территории Гадида находится синагога, проходят ежедневные курсы изучения Торы для мужчин и женщин, существует религиозная школа для мальчиков и девочек. В поселке расположены баскетбольный корт и футбольное поле, работают центр спорта и досуга для детей и взрослых, клуб для подростков и клубы для детей. Проводятся мероприятия, организованные отделом культуры Гуш-Катифа: лекции, театральные представления и концерты. Мошав Гадид предлагает специальную программу по интеграции новых репатриантов – программа «Алия в группе». Новые репатрианты принимают участие в мероприятиях мошава и в повседневной жизни общины. Каждая семья репатриантов «прикреплена» к одной из семей мошава, чтобы легче интегрироваться в общину. После первого года в Гадиде каждая семья решает, хочет ли она остаться в мошаве, или предпочитает переселиться в другой населенный пункт где-либо в стране

ГАН-ОР

Мошав Ган-Ор является религиозным поселением и относится к поселениям религиозно-сионистского движения Ха-поэль ха-мизрахи. Он был основан в 1983 г. выпускниками военной иешивы и питомцами молодежного религиозно-сионистского движения «Бней-Акива», которые во главу угла ставили создание общины, фундаментом для которой являются религиозные ценности. Сегодня в поселении проживают 50 семей, которые зарабатывают на жизнь тепличным овощеводством. В поселении проживают также представители свободных профессий и мелкие предприниматели. Для детишек в мошаве Ган-Ор имеются детские ясли и сад. Дальнейшее образование они получают в образовательных учреждениях Неве-Дкалим. Подвозка осуществляется в организованном порядке. В Ган-Ор построены великолепная синагога и зал торжеств. Здесь проходят культурные и образовательные мероприятия, проводятся дополнительные уроки по изучению иудаизма и Торы для детей. В 2000 году в поселении была основана религиозная женская семинария «Техор»; изучение иудаизма сочетается в ней с академическими занятиями, которые проводят преподаватели ашкелонского филиала университета Бар-Илан и Открытого университета Израиля.

ГАНЕЙ-ТАЛЬ

Религиозный мошав Ганей-Таль был основан в 1979 году. Его население состоит из выпускников молодежного религиозно-сионистского движения «Бней Акива». Все жители отслужили в армии, в боевых подразделениях НАХАЛа или в военных иешивах (иешивот хесдер). Большинство поселенцев занимается сельским хозяйством – овощеводством, выращиванием цветов, домашних и садовых растений, а также семян, специй и пряностей. Остальная часть жителей состоит из обладателей свободных профессий, работающих в поселениях Гуш-Катифа, а также за его пределами. В мошаве действуют детские сады и ясли, молодежь обучается в районной школе «Неот Катиф» в поселении Неве Дкалим, а ученики, достигшие подросткового возраста, продолжают учебу в иешивах и ульпанот (женские религиозные учебные заведения). На сегодняшний день в Ганей Таль проживет около 65 семей. Большое внимание уделяется ежедневной разносторонней культурной деятельности для молодежи и взрослых – для этого в поселении действуют местный клуб, местный филиал движения Бней Акива и другие клубы.

ДУГИТ

В 1982 г. по решению израильского правительства были созданы три поселения в северной части полосы Газа; одним из них было поселение Дугит. Строительство постоянного жилья в этом поселении началось в мае 1990 г., а ядром поселенцев стали три семьи, решивших соединить свои судьбы с морем. Название населенного пункта Дугит в переводе обозначает «рыбацкая лодка, шхуна». Дугит – поселение общинного типа и оно связывает себя с поселенческим движением «Амана». Сегодня в нем проживают 20 семей (около 70 человек). Основные занятия жителей: разведение рыбы, туризм, содержание рыбных ресторанов и т.п. В перспективе жители Дугит надеются создать центр отдыха, объединяющий туризм и рыбную ловлю. Во время основания поселения в нем насчитывался один ребенок, сегодня их 40. В Дугит функционируют ясли и детсад, а для школьников организованы подвозки в учебные заведения Ашкелона. Ученики старших классов продолжают дело своих родителей – большая их часть учится в морской школе.

КАТИФ

В 1985 г. на место нынешнего поселения Катиф прибыла группа молодежи и обосновалась там с целью заселить место и основать кооперативное поселение – мошав шитуфи. Ядро мошава Катиф составили выпускники движения Бней Акива, бывшие солдаты боевых подразделений НАХАЛа, других частей Армии обороны Израиля, а также бывшие учащиеся военных иешив. Все они перед этим прошли подготовку в мошаве Бней-Даром. В 1992 году мошав Катиф стал принимать в свои ряды новых жителей, заинтересованных жить в поселении, но не являться членами кооператива; наряду с этим продолжался прием в члены кооператива. С тех пор две эти группы жителей (кооперативная – шитуфит и общинная – кеилатит) живут вместе, занимаясь также общественно-культурной и религиозной деятельностью. На данный момент в мошаве Катиф проживают более 60 семей (около 330 жителей, из них 220 детского и подросткового возраста). В поселении действуют местный отдел движения Бней Акива, религиозная школа, игровая площадка, спортивный зал. В 1999 году в поселении была основана иешива «Катиф» совмещающая обучение религиозным дисциплинам с изучением окрестной местности, моря и пустыни. Большинство жителей поселения работают в местной промышленной и сельскохозяйственной отраслях – на заводе «Пелемикс», выпускающем субстрат из кокосовых волокон для теплиц, на ферме, в теплицах, а также на заводе «Бад-кат», выпускающем ткани. В поселении проживают также несколько семей религиозных учеников, обучающихся в религиозном учебном заведении «Торат хаим» и в военной иешиве в поселении Неве-Дкалим.

КЕРЕМ АЦМОНА

Между поселениями Мораг и Ацмона находится территория площадью в 500 дунамов, огражденная забором местного совета Хоф Аза. На краю этой территории раньше простирались виноградники и манговые плантации поселения Ацмона. Из-за экономических соображений работы там прекратились, и местность была заброшена. Летом 2000 г. на место прибыла группа молодежи из второго поколения поселенцев Ацмоны и основала там летний лагерь для детей – Кайтанат Керем Ацмона («Виноградник Ацмона»). Тем же летом там была открыта иешива. В конце того же лета на место прибыла семья Альберт из Ацмоны, состоящая из родителей и шести детей. Целый месяц эта семья прожила на территории заброшенного виноградника, ютясь от холода внутри контейнера. Когда вспыхнула последняя интифада, поселенцы были вынуждены покинуть место, но краеугольный камень нового поселения был уже заложен. В самом разгаре интифады, несмотря на непрекращающиеся террористические акты, минометные обстрелы и мины на дорогах, 8 февраля 2001 г. на месте были торжественно установлены пять караванов. В течение короткого времени караваны были заселены новыми семьями. С тех пор там было установлено девять новых караванов и местный совет стимулирует дальнейшее заселение нового поселка. Совет также является посредником между секретариатом Ацмоны, курирующим новое поселение и Министерством строительства, Еврейским агентством, движением «Амана» и другими организациями, поддерживающими дальнейшее заселение этого места.

КФАР-ДАРОМ

Религиозное поселение, основано в 1970 г. на месте одноименного разрушенного киббуца, который был создан в 1946 г. (В далеком прошлом в Кфар-Даром жил известный рабби Элиэзер Бен Ицхак, один из создателей Мишны). Во время Войны за независимость киббуц Кфар-Даром длительное время находился в осаде. В конце концов его жителей пришлось эвакуировать, после чего киббуц был захвачен египетской армией и разрушен. Ныне в поселении действуют различные религиозные и образовательные учреждения: «Таль Орот», «Махон Галаха брура», «Махон ха-Тора ве-ха-арец». В Кфар-Даром также расположены теплицы, где фермеры, жители поселения, выращивают различную сельхозпродукцию. Предприятия «Хаслат» и «Йерек нетто» являются флагманами в своей отрасли в стране. Они специализируются на выращивании сельхозпродукции без химикатов и производстве фруктов и овощей быстрой заморозки. В поселении открыты ясли, детсады, школа и религиозная школа. К услугам учащихся во внеурочное время: игротека, комната для занятия Торой и тренажерный зал. В настоящее время в Кфар-Даром продолжают строиться новые жилые дома, сооружается синагога, возводится новое здание для яслей.

КФАР-ЯМ

Небольшое поселение Кфар-Ям, принадлежащее движению «Амана», расположено на морском побережье к западу от Неве-Дкалим. Поселение основали в 1983 г. две семьи на месте заброшенного бывшего дома отдыха для офицеров египетской армии. В 1985 г. прибыла новая семья, обосновавшаяся в южной части поселения, а в 1996 г. к поселению присоединилась четвертая семья. Поселение является важнейшей стратегической точкой – оно контролирует прибрежное шоссе. В южной его части находится древний курган Тель-Джнан, являющийся памятником бронзовой и железной эры.

МОРАГ

Мошав Мораг, самое южное из поселений района Гуш-Катиф, был основан в сентябре 1972 г. как опорный пункт НАХАЛа. В 1983 г. на этом месте было создано сельскохозяйственное религиозное поселение, относящееся к движению Ха-поэль ха-мизрахи. В мошаве проживают 29 семей, большинство занимается сельским хозяйством. В теплицах выращивают помидоры, другие овощи, специи и т.д. Остальная часть семей занята разнообразными свободными профессиями. В течение последнего года поселение подвергалось обычным и минометным обстрелам, на дорогу подкладывали фугасные заряды. Несмотря на это, поселение продолжало развиваться: было принято семь новых семей, был заложен новый квартал и построено новое здание для синагоги. В мошаве уделяется большое внимание общественной деятельности – здесь действуют местный отдел движения Бней Акива, открыты клуб, детский сад, работают молодежные инструкторы для разных возрастных групп.

НЕЦЕР ХАЗАНИ

29 мая 1973 г. члены религиозного молодежного движения «Эзра» и объединения религиозных мошавов основали опорный пункт НАХАЛа Катиф между арабскими городами Хан-Юнес и Дейр-эль-Балах. Через несколько месяцев окрестные песчаные дюны покрылись теплицами для выращивания овощей. Гражданское поселение, созданное на этом месте, было названо Нецер Хазани в честь ныне покойного министра социального обеспечения Михаэля Хазани, «отца» религиозного поселенчества, с энтузиазмом поддерживавшего заселение района Гуш-Катиф. В феврале 1977 г. из Кфар-Даром в новое поселение прибыла группа из 12 семей. На церемонии перехода поселения из военного в гражданское выступил тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин: «Это великий день для государства и поселенчества, день, символизирующий наше дальнейшее укрепление в этом районе, ставшем после Шестидневной войны неотделимой частью государства». Таким образом, Нецер Хазани стал пионером возобновления еврейского заселения Газы. Сегодня в мошаве проживают 70 семей (около 400 жителей). В поселении открыты ясли и детские сады, дети учатся в районной школе в Неве-Дкалим. Молодежь также участвует в разносторонней образовательной и культурной деятельности, организованной местным отделом движения Бней Акива, местным клубом, а также молодежными координаторами. Большинство жителей поселения занимается сельским хозяйством. В теплицах выращиваются различные сорта овощей на экспорт, специи; кроме того, в поселении есть рыбные пруды.

НЕВЕ-ДКАЛИМ

Поселение Неве-Дкалим является региональным центром района Гуш-Катиф. Оно было основано в 1983 г. как религиозное поселение городского типа с промышленной зоной. В Неве-Дкалим есть иешивы, пять синагог, школы, библиотеки, общественный центр, где проходят мероприятия для всех возрастов; существует даже зоопарк. В Неве-Дкалим находится региональный совет, поэтому в поселении есть отделения многих государственных учреждений, поликлиники больничных касс «Клалит» и «Маккаби», ясли и детский сад. Имеются различные магазины и лавки, а также банк и почтовое отделение.

НЕЦАРИМ

Нецарим основали члены левого сионистского движения Ха-шомер ха-цаир перед праздником Пурим в 1972 г. как опорный пункт бригад НАХАЛа. Некоторое время спустя Нецарим стал использоваться в качестве «перевалочной базы» для окрестных еврейских поселений района Гуш-Катиф. В 1984 г. здесь был создан религиозный киббуц. Через несколько лет киббуц распался, но его члены не покинули Нецарим, а основали здесь общинное поселение. Поселение расположено в центре сектора Газа, рядом находится лагерь палестинских беженцев. Нецарим – религиозное поселение, его жители – преподаватели, фермеры, представители свободных профессий. В поселении занимаются различными видами хозяйственной деятельности: сыроделием, выращиванием манго, выращиванием овощей, откормом птицы и заготовкой песка для строительства. Часть жителей работает в соседних поселениях городского типа. В Нецарим есть ясли, детские сады и начальная школа. Подростки учатся вне поселения, в основном – в религиозной школе в поселении Ацмона. Во второй половине дня в Нецарим начинают свою работу различные кружки. Рядом с поселением находится колледж и институт «Наследия еврейства Газы», изучающий жизнь евреев Газы на протяжении всей еврейской истории. Два года назад в Нецарим открылась военная иешива, сейчас в ней обучаются 20 человек. Со времени заключения Соглашений Осло ситуация в области безопасности в поселении осложнилась. В связи с передачей большей части территории сектора Газа Палестинской администрации Нецарим оказался отрезанным от других поселений, что, разумеется, негативно сказалось на положении его жителей. Волне арабского террора, целью которой было подрубить корни еврейского поселенческого движения, поселенцы противопоставили самоотверженность и героизм. Во время заключения этих соглашений (1993) в Нецарим жили двадцать пять семей; сегодня здесь живут 60 семей – более 400 жителей. Поселение продолжает принимать религиозные семьи, готовые присоединиться к тем, кто рассматривает свое проживание в Нецарим как миссию, важную для всей нации.

НИСАНИТ

Нисанит – самое крупное из поселений северной полосы Газы. Это населенный пункт смешанного типа, в котором проживают около 300 семей. Нисанит был основан как опорный пункт НАХАЛа в 1980 г., через четыре года превратился в подготовительный лагерь для 15 семей. В 1993 г. поселенцы получили землю в свое распоряжение, и Нисанит превратилось в общинный поселок городского типа. Поселение расположено на южной границе морского побережья, в районе, известном своими песчаными дюнами и известняковыми грядами. Нисанит спроектирован в виде окружности, которая разделена на кварталы и улицы. В поселении действуют синагоги, поликлиника больничной кассы «Леумит», клуб, ясли, детсады. Подвозка школьников осуществляется преимущественно в образовательные учреждения в Ашкелоне (10 минут езды на машине). Часть жителей Нисанит работает в соседних поселениях, а часть занимается мелким бизнесом в самом поселении.

 

ПЕАТ-САДЭ

Общинное поселение Пеат-Садэ было основано в 1989 г. на месте расположенной неподалеку военной базы «Шалев». В 1993 г. поселенцы переместились на нынешнее место – холм, с которого открывается великолепный вид на морское побережье. Сейчас в поселении проживают 20 семей (110 жителей, из них 70 детей). Большинство жителей занимаются сельским хозяйством, а остальные – представители свободных профессий. Состав поселения смешанный – светские и религиозные живут вместе. Большинство детей учится в светской школе района Хевель ха-Бсор, а остальные в школе «Неот Катиф» в Неве-Дкалим. В поселении действуют синагога, клубы для взрослых и молодежи.

РАФИАХ ЯМ

Рафиах Ям был основан в 1984 г. как поселение общинного типа. Ядро поселенцев составили молодые пары, прибывшие со всех концов Израиля и жившие вначале во временном лагере. В 1991 г. поселенцы перебрались в новые дома, построенные на постоянном месте. 25 семей проживает сейчас в поселении, которое называют иногда «самым западным населенным пунктом Израиля». Из окон домов жителей открывается великолепный вид на морское побережье, покрытое песчаными дюнами и пальмовыми деревьями. Большинство жителей занимается высокоразвитым тепличным земледелием, кроме того, в поселении есть частные текстильные предприятия, выпускающие продукцию для домов моды, а остальная часть жителей – это представители свободных профессий. Недалеко от поселения находится пляж «Ашалим». В поселении есть детский сад, а для детей школьного возраста организуются ежедневные развозки в школы района Эшколь. Поселок принимает в свои ряды как светские, так и религиозные семьи.

ШАЛЕВ

Поселение Шалев было основано в 1980 году как форпост НАХАЛа, а с 1982 г. служило перевалочной базой для формирующихся поселенческих групп. Начиная с 2001 г. в дополнение к проживавшим на месте семьям сюда прибыло несколько молодых пар, из выпускников предармейского подготовительного курса (мехина кдам цваит) в Ацмоне. Сейчас в поселении проживает 10 семей.

ШИРАТ ХА-ЯМ

Берег «Десяти домов» был назван в честь расположенных неподалеку от побережья домиков, служивших до Шестидневной войны дачами для египетских офицеров. После войны дома были переданы во владение гражданской администрации. Просьбы о выдаче разрешения евреям заселить место были отклонены и территорию стали постепенно обживать арабы. После террористического акта в 2000 г., в котором погибли двое жителей поселения Кфар-Даром, правительство дало разрешение на заселение этого района. Убийство жителя Кфар-Яма Рони Цалаха, бывшего куратором нового поселения, стало тяжелым ударом для жителей, но не остановило дальнейшего развития Шират ха-Ям (в переводе с иврита – Морская песня). На место были привезены караваны, создана необходимая инфраструктура, а одно из зданий было отремонтировано и стало действовать как синагога. В поселении проживает сейчас шесть семей и две одинокие женщины.

ТЕЛЬ-КАТИФА

В мае 1992 г. молодежная группа основала новое поселение рядом с морским берегом. Место, избранное ими, расположено в 4-х километрах к северу от туристической зоны и называется Тель-Катифа, по имени близлежащего древнего кургана – археологического памятника ханаанской эпохи. Расположение поселка помогло сохранить четырехкилометровую полосу побережья в границах Гуш-Катифа. Долгое время поселение не признавалось соответствующими правительственными инстанциями, были предприняты попытки воспрепятствовать его развитию, однако им не удалось сломить волю поселенцев. Постепенно к поселению была проложена дорога, обеспечено электро- и водоснабжение, основана синагога, а также были построены теплицы, в которых работает часть жителей. До недавнего времени в поселении жили четыре семьи и некоторое количество неженатых молодых людей. Поздней осенью 2000 г. туда прибыло еще десять семей (в большинстве – жителей Гуш-Катифа). В поселении особая семейная атмосфера, в нем проводятся разнообразные культурные мероприятия для взрослых, а также есть игровая площадка для детей. Недавно в Тель-Катифе были построены первые постоянные дома.

ПОСЕЛЕНИЯ СЕКТОРА ГАЗА И ИХ ЖИТЕЛИ

 

название

количество жителей

(2002)

год основания

тип поселения

Алей-Синай

344

1983

нерелигиозный мошав

Бдолах

180

1986

религиозный мошав

Бней-Ацмон (Ацмона)

547

1979

религиозный мошав

Дугит

66

1990

Рыболовецкое поселение сельского типа

Гадид

272

1982

религиозный мошав

Ган-Ор

269

1983

религиозный мошав

Ганей-Таль

400

1979

религиозный мошав

Катиф

329

1986

религиозный мошав

Керем-Ацмона

24

2000

религиозное

Кфар-Даром

276

1946

религиозное

Кфар-Ям

10

1984

нерелигиозная ферма

Мораг

151

1984

религиозный мошав

Нецер-Хазани

314

1977

религиозное

Нецарим

386

1984

религиозное

Неве-Декалим

2,500

1983

региональный центр, поселок городского типа (религиозный)

Нисанит

932

1984

смешанное

Пеат-Садэ

110

1989

смешанное

Рафиах-Ям

134

1986

смешанное

Шират-ха-Ям

40

2000

религиозное

Тель-Катифа

60

1992

сельская ферма

Шалев

50

1980

религиозное

 



[1] Статья является логическим продолжением материала «Сначала Газа? Внешнеполитические инициативы и внутрипартийная демократия в Израиле», опубликованном на сайте Института изучения Израиля и Ближнего Востока 18 мая 2004 г.