Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Реакция Египта на конфликт между ХАМАСом и ФАТХом

П.Н. Мамед-заде

Обострение ситуации на палестинских территориях, вызванное очередным витком противостояния двух основных политических сил – ХАМАСа и ФАТХа – вызвало огромный резонанс на международной арене. После того как ХАМАС взял в свои руки власть в секторе Газы, региональные и международные коспонсоры процесса мирного урегулирования ближневосточного конфликта оказались перед необходимостью обозначить свою позицию относительно произошедшего. Израиль и Запад, прежде всего США, использовали конфликтную ситуацию для дискредитации в глазах мировой общественности движения ХАМАС, которое и те, и другие давно считают террористическим. Власти европейских стран, США и еврейского государствa поддержали действия председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса по роспуску возглавлявшегося хамасовцем Исмаилом Ханией правительства национального единства, сформированного в соответствии с Мекканским соглашением (февраль 2007 года), и создание нового чрезвычайного правительства во главе с Салямом Файядом. А министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни открыто призвала главу ПНА Махмуда Аббаса и международное сообщество «воспользоваться этой возможностью для строительства палестинского государства и делегитимизации ХАМАСа»[1].

Египет, являющийся ключевым коспонсором ближневосточного мирного процесса, не мог оставаться в стороне от происходящего и с самого начала кризиса довольно четко обозначил свою позицию, осудив действия ХАМАСа в Газе и безоговорочно поддержав главу ПНА Махмуда Аббаса и сформированное им новое «чрезвычайное» палестинское правительство. Устами министра иностранных дел Ахмеда Абу аль-Гейта Каир пожелал «чрезвычайному» правительству Салямы Файяда «удачи в выполнении стоящих перед ним задач»[2] и призвал мировое сообщество «оказать срочную помощь палестинскому народу и его новому правительству» в обеспечении безопасности и восстановлении порядка на палестинских территориях. Египет также призвал все палестинские движения сплотиться вокруг руководства ПНА и ее председателя Махмуда Аббаса[3]. В знак протеста против силового вытеснения из сектора Газы членов движения ФАТХ и установления организацией ХАМАС единоличного контроля на этой территории Египет отозвал своих дипломатов из сектора Газы[4]. Одновременно с этим в Египте нашли временное убежище вооруженные сторонники движения ФАТХ, которые бежали из сектора Газы, спасаясь от преследования активистов ХАМАСа[5]. В целях обеспечения собственной безопасности АРЕ предприняла меры по усилению охраны на границе с сектором Газы.

Однако явная поддержка каирскими властями Махмуда Аббаса и ФАТХа в общественно-политических кругах Египта была воспринята положительно далеко не всеми. Для многих граждан Страны пирамид, да и в целом жителей стран мусульманского мира именно ХАМАС олицетворяет собой «проект сопротивления» израильской и американской политике гегемонии в регионе. «Арабская улица», в том числе и в Египте, в большинстве своем симпатизирует ХАМАСу, который выступает за жесткую позицию на переговорах с Израилем. В этой связи весьма показательно, что ситуация на палестинских территориях вызвала большой общественно-политический резонанс в Египте и даже стала причиной трений между ведущими силами в Народном собрании АРЕ. Депутаты от правящей Национально-демократической партии (НДП) и представители крупнейшей оппозиционной группировки «Братья-мусульмане» категорически разошлись в оценке действий палестинских движений ФАТХ и ХАМАС. Если депутаты НДП однозначно осудили действия ХАМАСа, силой захватившего власть в секторе Газы, то «Братья-мусульмане» воздержались от данного демарша. Как заявил депутат от НДП Мустафа аль-Фики, переворот был устроен хамасовцами «для получения контроля над властными структурами и богатствами» и сопровождался жутким насилием и убийствами палестинцев. В свою очередь, духовный наставник «Братьев-мусульман» Мухаммед Махди Акеф обвинил арабские режимы в том, что они отдали урегулирование палестинской проблемы на откуп США, которые полностью поддерживают Израиль. В событиях в Газе он обвинил группу палестинцев, которая, по словам Акефа, действует в интересах американцев и израильтян и пользуется их поддержкой[6].

Но если в парламенте страны, где представлены альтернативные политические силы и движения, звучали самые разные, порой прямо противоположные суждения относительно происходящего на палестинских территориях, то позиция официального Каира была однозначной и категоричной. Президент АРЕ Хосни Мубарак резко осудил активистов палестинского движения ХАМАС за осуществленный ими переворот в секторе Газы, отметив, что Египет продолжит «усилия по преодолению гуманитарных проблем в секторе Газы»[7]. Он заявил: «Мы сожалеем, что палестинцы проливают кровь... Эта междоусобица только усугубляет страдания народа, наносит урон палестинской проблеме, планам по созданию независимого государства, разделяет его и без того оккупированную территорию на Газу и Западный берег реки Иордан»[8].

Прекрасно чувствуя и зная настроения своих граждан, значительная часть которых симпатизируют ХАМАСу, египетские власти, тем не менее, следуют в русле своей традиционной внешнеполитической доктрины в отношении ближневосточной проблемы, которая заключается в поддержке умеренных политических сил в Палестине (на сегодняшний день это ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом), готовых пойти на переговоры с Израилем на базе «Общеарабской мирной инициативы», в очередной раз одобренной на последнем саммите ЛАГ в Эр-Рияде. Кроме того, Египет, согласно заявлениям официальных лиц, не намерен допускать создания у своей границы «исламского эмирата» во главе с ХАМАСом, так как это представляет угрозу национальной безопасности АРЕ. Как заявил министр иностранных дел Египта Ахмед Абу аль-Гейт, его страна «выступает против любых попыток ХАМАСа создать на территории Газы сепаратное правительство»[9].

События и перемены на палестинских территориях стали предметом оживленных дискуссий на серии международных встреч, последовавших вслед за обострением ситуации в Газе и организованных при активном участии Египта. По итогам прошедшего 16 июня в Каире экстренного заседания министров иностранных дел стран — членов ЛАГ было распространено заявление, в котором они высказались против захвата радикальным движением ХАМАС контроля над сектором Газы, назвав действия боевиков этой организации «преступными»[10]. Главы МИДов арабских стран также заявили о поддержке властных полномочий председателя ПНА Махмуда Аббаса[11]. В документе содержался призыв прекратить столкновения и насилие между палестинскими вооруженными группировками. Арабские страны осудили совершенные в секторе Газы «преступления», считая необходимым восстановление прежней обстановки в этом районе, «предотвращение распространения насилия на Западный берег реки Иордан и сохранение территориальной целостности Палестины»[12]. Как заявил генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса, арабские страны поддерживают и председателя ПНА Махмуда Аббаса, и Палестинский законодательный совет под руководством ХАМАСа, избранный палестинским народом[13]. Амр Муса поддержал роспуск коалиционного правительства и формирование нового, считая такое предложение полезным для укрепления взаимопонимания и содействия национальному единству. Как отметил генсек ЛАГ, поддерживая национальное единство Палестины, арабские государства выступают против вооруженных столкновений, произошедших в секторе Газы, и считают неприемлемой междоусобную борьбу между вооруженными группировками Палестины.

На состоявшемся 25 июня в Шарм-аш-Шейхе четырехстороннем саммите с участием президента Египта Хосни Мубарака, короля Иордании Абдаллы II, председателя ПНА Махмуда Аббаса и премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта обсуждались как ситуация на палестинских территориях в свете событий в Газе, так и в целом будущее мирного процесса. Главным итогом этой встречи стала поддержка Махмуда Аббаса и созванного им «чрезвычайного» правительства. Израиль со своей стороны выразил готовность возобновить переговоры по ближневосточному урегулированию, если переговорной стороной будут умеренные силы, представленные сторонниками М. Аббаса. Кроме того, глава кабинета министров еврейского государства заявил о намерении освободить в качестве жеста доброй воли освободить из израильских тюрем 250 палестинских заключенных, в том числе членов движения ФАТХ, «руки которых не обагрены кровью израильтян»[14].

Одним из ключевых итогов встречи в Шарм-аш-Шейхе стал призыв египетского президента Хосни Мубарака к диалогу между ХАМАСом и ФАТХом. Более того, он заявил, что «контроль ХАМАСа над сектором Газы не представляет угрозы для национальной безопасности Египта» [15]. Смягчение позиции официального Каира в отношении ХАМАСа, по всей видимости, следует рассматривать как дипломатический ход, призванный сохранить за Египтом роль основного регионального коспонсора мирного процесса, которую вряд ли можно эффективно выполнять, игнорируя политический вес и влияние такого популярного среди палестинцев движения, как ХАМАС. Немаловажен для официального Каира и внутриполитический аспект проблемы. Движение ХАМАС, идеологически близкое крупной и самой популярной в Египте оппозиционной силе – ассоциации «Братьев-мусульман», пользуется симпатией многих египтян. А потому, оказывая на ХАМАС слишком сильное политическое давление и явно осуждая его действия, египетские власти рискуют подорвать свой авторитет среди населения, потерять важные политические очки и еще больше испортить и без того натянутые отношения с «Братьями».

Египет крайне не заинтересован в дестабилизации обстановки в секторе Газы, равно как и в появлении трений в отношениях с движением ХАМАС, являющемся, несмотря на фактически продолжающийся бойкот со стороны международного сообщества, одной из двух ведущих политических сил на палестинских территориях. Каир не желает лишаться статуса ведущего координатора в палестино-израильских и межпалестинских переговорах, тем более что накопленный за годы опыт проведения межпалестинских встреч позволяет ему играть эту роль.

1. ИТАР-ТАСС. 18.06.2007.

2. РИА Новости. 17.06.2007.

3. РИА Новости. 17.06.2007.

4. ИТАР-ТАСС. 15.06.2007.

5. ИТАР-ТАСС. 15.06.2007.

6. РИА Новости. 22.06.2007.

7. РИА Новости. 23.06.2007.

8. РИА Новости. 23.06.2007.

9. ИТАР-ТАСС. 19.06.2007.

10. ИТАР-ТАСС. 16.06.2007.

11. Синьхуа. 16.06.2007.

12. Синьхуа. 16.06.2007.

13. Синьхуа. 16.06.2007.

14. ИТАР-ТАСС. 25.06.2007.

15. Al-Ahram Weekly. 28 June – 4 July 2007. Issue. No. 851.

Начало