Институт Ближнего Востока |
О подготовке кандидатов в государственные служащие в Турции
И.И. Стародубцев
В предыдущей статье автора был затронут ряд вопросов, касающихся современного состояния государственной гражданской службы в Турции [[i]]. Здесь хотелось бы развить эту тему и рассмотреть некоторые аспекты, сопровождающие временной отрезок от благополучного прохождения претендентом на место в госструктуре конкурсного отбора до его полноценного зачисления на службу.
Как было сказано ранее, процесс поступления на госслужбу в Турции имеет в принципе общую для всех ведомств процедуру, в частности, подразумевающую успешное прохождение ЕГЭ для госслужащих (т.н. «KPSS»). При этом, разумеется, каждая организация имеет свои, определяемые её спецификой, требования и регламент поступления (ведомственные экзамены, проводимые, как в письменной, так и в устной форме, а также собеседования). Сведения о них публикуются в открытых источниках, скажем, на веб-сайтах организаций, осуществляющих набор, либо по мере открытия вакансий, либо на постоянной основе.
После успешного прохождения конкурса поступающий на госслужбу получает статус «кандидата» [[ii]]. В самом общем виде положения, связанные с этим статусом, регулируются Законом №657 «О государственных служащих» [[iii]]. В частности, Закон предусматривает, что период «кандидатства» не может быть с одной стороны менее одного года, с другой стороны - превышать двух лет. На это время исключается возможность смена места службы [[iv]]. В указанный отрезок времени ведётся интенсивная подготовка кандидата к зачислению на должность в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении №18090 («Общие правила, связанные с подготовкой кандидатов в должностные лица») [[v]].
В частности, в/у Постановлением предусматривается изучение ряда образовательных курсов (общего и профильных) с последующим прохождением стажировки. Результаты сданных экзаменов по упомянутым курсам и итоги стажировки, вкупе с оценкой личных и деловых качеств кандидата, определяют окончательное, выносимое по нему, решение. С этой целью на каждого кандидата готовится и подписывается двумя руководителями представление по стандартной форме, приведённой в приложении к Постановлению.
Целью общего (или базового) образовательного курса согласно Постановлению является получение минимальных знаний общего квалификационного характера по государственной службе с учётом исходного образовательного уровня кандидатов (разделение на начальное, среднее и высшее образование). Продолжительность курса – от десяти дней до двух месяцев. Подготовкой его программы и вопросов, с учётом требований действующего законодательства, занимается Управление по государственным служащим (DPB) [[vi]].
Подготовка программ спецкурсов и стажировок и их проведение, в свою очередь, отдаётся на «откуп» ведомств. При этом продолжительность первых колеблется в диапазоне от одного до трёх месяцев. Длительность стажировки – не менее двух месяцев. Максимальный срок Постановлением не устанавливается - лишь сказано, что она должна быть завершена в течение периода времени, отведённого на «кандидатство» [[vii]].
Как отмечено выше, «венчает» процесс - подготовка представления на кандидатов по стандартной форме. Представление включает как сведения об успехах на «поприще» сдачи экзаменов, так и оценку личных и деловых качеств по списку критериев. Автор не мог удержаться от соблазна привести в статье выдержку из шаблона представления – перечень «знаковых» качеств кандидатов, который показался ему в высшей степени любопытным и назидательным, при этом не нуждающимся в каких-либо дальнейших комментариях (см. Приложение №1).
Уместным представляется задаться вопросом, какими общими знаниями должен располагать современный турецкий чиновник и каково содержание общего образовательного курса, упомянутого выше. Для начала стоит отметить, что первая программа была подготовлена в 2001 году специально созданным в структуре DPB Советом по базовому образованию [[viii]]. Вторая переработка была сделана в 2006 году. В дальнейшем программа и вопросы базового курса подвергались неоднократной ревизии и корректировке [[ix]].
По состоянию на начало 2012 года программа базового курса включает тринадцать тематических разделов, которые изучают все кандидаты, вне зависимости от образовательного уровня и позиции, на которую они претендуют. Как говорилось ранее, именно образовательный уровень определяет предельную «высоту» карьерного роста чиновника.
Итак, перечислим названия разделов программы: Принципы Ататюрка; История реформ; Конституция Турецкой Республики; Государственное устройство в общем; Закон о государственных служащих; Принципы переписки и документооборота; Защита государственной собственности и экономия; Контакты с населением; Конфиденциальность и её значение; Сведения, затрагивающие национальную безопасность; Коммуникации [[x]]; Правила турецкого языка; Права человека. Ниже в Приложении №2 приведена Таблица с указанием часов, затрачиваемых на изучение каждого раздела, и количества экзаменационных вопросов по ним [[xi]].
Как видно из Таблицы, стажеры с разным уровнем образования изучают и экзаменуются по одним и тем же разделам программы. Более того, если смотреть разбивку вопросов на уровень глубже, можно увидеть отсутствие отличий и среди заголовков подразделов. Однако, количество часов, отведённых на изучение каждого раздела и глубина изучения, а также число и сложность вопросов по ним на экзамене, для кандидатов с разным уровнем образования всё же разнятся. При этом суммарное число вопросов (экзамен проводится в форме тестирования) – одинаково для всех претендентов. Всего их сто при продолжительности экзамена до двух часов.
Итак, из перечня вопросов, при всей компактности курса, видна широта его охвата: тут и чисто турецкая «специфика» (история реформ и Республики, заветы М.К. Ататюрка), принципы работы чиновника (законодательство, переписка, документооборот, секретность), а также «гуманитарка» (отношения с населением, выстраивание коммуникаций, грамотное использование турецкого языка, права человека).
В качестве примера построения разделов курса, приведём структуру двух из них. К примеру раздел «Принципы переписки и документооборота» включает следующие подразделы:
· Цель;
· Разновидности письменных контактов;
· Структура и правила официальной переписки;
· Меры при отправке и получении официальной корреспонденции;
· Регистрация и подшивка;
· Система классификации файлов;
· Секретные досье;
· Тетрадь регистрации;
· Уведомления.
Раздел «Контакты с населением» включает:
· Проблемы при контактах с населением;
· Подходы к контактам с населением;
· Смысл и принципы контактов с населением;
· Структурирование отношений с населением;
· Стадии контактов с населением;
· Средства контактов с населением;
· Контакты с трудящимися и с населением.
Также хотелось бы прокомментировать появление в программе базового курса раздела «Правила турецкого языка». В качестве немаловажной причины, разумеется помимо утилитарной функции правильной расстановки «точек и запятых», автору видится характерное для турок внимательное отношение к родному языку. Правильное использование языка, поставленные по столичным стандартам произношение и дикция - отличительная черта состоявшихся бюрократов и бизнесменов, которые не только умеют, но и, как нетрудно убедиться, побывав на различных конференциях и переговорах, любят им пользоваться. Можно сказать больше: социальный статус человека в Турции чётко прослеживается по построению речи и произношению (столичный ли это выговор или т.н. «шиве»). Туркам с детства прививается привычка высказываться на публике, они чужды стеснения и редко держат при себе свое мнение, многие из них – прекрасные докладчики (уже не говоря о них, как о переговорщиках, но это - совсем отдельная тема). Любопытно, что политика в области языка (реализуемая через Türk Dili Kurumu) нацелена на минимизирование заимствований слов из иностранных языков [[xii]]. Турецкий язык, помимо всего прочего, постепенно становится важным элементом гуманитарной составляющей внешнеполитического курса страны. В этой связи стоит обратить внимание читателей на тот размах, с которым в этом году прошла международная олимпиада по турецкому языку, собравшая множество участников, выражаясь российской терминологией «из ближнего и дальнего зарубежья», на финальной части которой присутствовали высшие официальные лица страны.
Возвращаясь в «фарватер» обсуждения программы базового курса, можно констатировать, что каждая её тема, несмотря на сжатость, рассматривается систематически и последовательно: от понятийного аппарата и теоретических подходов до практики использования. И, представляется, именно в этом его основная ценность – в попытке донести багаж основных знаний, который весьма и весьма многообразен, до всех, впервые поступающих на государственную службу, при этом не теряя достаточно компактной и вместе с тем систематической формы подачи материала. Понятно, что это – достаточно нетривиальная задача: первое далеко не всегда уживается со вторым. Более того, официальная публикация лекций базового курса должна способствовать достижению важной цели – исключению разночтений и «перекосов» на «местах», и, в итоге, унификации знаний, подходов и навыков современного турецкого чиновничества, невзирая на место службы и ведомственную специфику.
Разумеется, ошибкой было бы сравнивать экзамены по базовому и профильным курсам подготовки чиновников со вступительными экзаменами, просто потому, что у них разная задача. С получением статуса «кандидата» его уже не «отсеивают» из «пула» претендентов, его воспитывают в духе современной турецкой политики, нацеленной на формирование класса турецкой бюрократии. И, как можно заметить из изложенного выше, воспитывают весьма основательно.
Приложение №1. Критерии оценки личных и деловых качеств кандидатов на зачисление на госслужбу.
Качества |
Весовой коэффициент и его распределение |
Рук-ль 1 |
Рук-ль 2 |
|
1. |
Общие качества |
10 |
||
a. Внешний вид, внимание к одежде |
2 |
|||
b. Воспитанность, вежливость, скромность |
2 |
|||
c. Невозмутимость |
1 |
|||
d. Серьёзность |
1 |
|||
e. Падкость на личную выгоду |
2 |
|||
f. Беспристрастность и справедливость |
1 |
|||
g. Должное использование ресурсов и времени |
1 |
|||
2. |
Соответствие дисциплинарным требованиям |
15 |
||
a. Следование закону, постановлению, приказам |
4 |
|||
b. Своевременное и полное исполнение обязанностей |
5 |
|||
c. Отношение и поведение к вышестоящим |
3 |
|||
d. Отношение и поведение к коллегам |
1 |
|||
e. Послушание |
2 |
|||
3. |
Работоспособность |
15 |
||
a. Энтузиазм и усилия при исполнении обязанностей |
5 |
|||
b. Способности к исследованию и анализу |
5 |
|||
c. Стойкость к физической усталости |
2 |
|||
d. Стойкость к психологической усталости |
3 |
|||
4. |
Склонность к командной работе |
5 |
||
a. Предрасположенность к групповой работе |
3 |
|||
b. Уживчивость |
2 |
|||
5. |
Надежность и лояльность |
5 |
||
a. Честность |
2 |
|||
b. Привычка к сплетням |
1 |
|||
c. Уважение к секретности и сохранение секретов |
1 |
|||
d. Использование доверия с плохими намерениями |
1 |
|||
6. |
Профессиональные знания |
50 |
||
Итого: |
Приложение №2. Содержание Программы базового образования для стажёров-чиновников и последующего экзамена для кандидатов с различным уровнем образования.
Группы вопросов |
Начальное образование |
Среднее образование |
Высшее образование |
||||
Кол-во часов на изучение |
Кол-во вопросов на экзамене |
Кол-во часов на изучение |
Кол-во вопросов на экзамене |
Кол-во часов на изучение |
Кол-во вопросов на экзамене |
||
1. |
Принципы Ататюрка и история реформ |
5 + 5 |
9 + 8 |
4 + 4 |
7 + 6 |
3 + 3 |
5 + 5 |
2. |
Конституция Турецкой Республики |
4 |
7 |
4 |
7 |
4 |
7 |
3. |
Государственное устройство в общем |
3 |
5 |
4 |
7 |
4 |
7 |
4. |
Закон о государственных служащих («Devlet Memurları Kanunu») №657 |
10 |
17 |
10 |
17 |
10 |
17 |
5. |
Принципы переписки и документооборота |
4 |
7 |
5 |
9 |
6 |
10 |
6. |
Защита государственной собственности и экономия |
5 |
7 |
3 |
5 |
3 |
5 |
7. |
Контакты с населением |
6 |
10 |
4 |
7 |
4 |
7 |
8. |
Конфиденциальность и её значение |
2 |
3 |
4 |
6 |
4 |
6 |
9. |
Сведения, затрагивающие национальную безопасность |
4 |
8 |
4 |
7 |
4 |
7 |
10. |
Коммуникации |
6 |
3 |
7 |
5 |
3 |
5 |
11. |
Правила турецкого языка |
2 |
10 |
3 |
11 |
8 |
13 |
12. |
Права человека |
4 |
6 |
4 |
6 |
4 |
6 |
13. |
Экзамен |
2 |
2 |
2 |
|||
Всего |
62 |
100 |
62 |
100 |
62 |
100 |
[ii] Т.н. «memur adayı».
[iii] Devlet Memurları Kanunu. Kanun No: 657. Kabul Tarihi: 14.7.1965.
[iv] Kısım III: Devlet Memurluğuna Alınma, Bölüm III: Adaylık, Madde 54.
[v] Aday Memurların Yetiştirilmelerine İlişkin Genel Yönetmelik. Yayımlandığı R. Gazetenin Tarihi: 27/6/1983, No: 18090.
[vi] T.C. Devlet Personel Başkanlığı.
[vii] Aday Memurların Yetiştirilmelerine İlişkin Genel Yönetmelik. Yayımlandığı R. Gazetenin Tarihi: 27/6/1983, No: 18090.
[viii] Temel Eğitim Kurulu.
[ix] T.C. Devlet Personel Başkanlığı. Aday Memurların Temel Eğitim Programı ve Soruları. Yenilenmiş ve Güncellenmiş 11. Baskı. Ankara. Şubat 2012.
[x] В контексте отношений между людьми, группами и т.д.
[xi] T.C. Devlet Personel Başkanlığı. Aday Memurların Temel Eğitim Programı ve Soruları. Yenilenmiş ve Güncellenmiş 11. Baskı. Ankara. Şubat 2012.
[xii] К примеру, Турция находится в ряду тех стран, где слово «компьютер» не прижилось, вместо него используется «bilgisayar», что в буквальном переводе означает «расчётчик знаний», что можно считать, вероятно, близким нашему не находящему практического применения слову «арифмометр».