Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О бюджете центральной администрации и наборе новых чиновников в Турции в 2012 году

И.И. Стародубцев

В настоящей статье хотелось бы продолжить тему современного состояния государственной гражданской службы в Турции, обсуждение которой положено в предыщущих публикациях, в частности, в [ 1 , 2].
Стремясь придать «дискуссии» системность и последовательность, обозначим основные вопросы, уже рассмотренные в вышеуказанных статьях. Напомним, что они затрагивали как общее состояние госслужбы, в частности, количественный состав турецкого чиновничества, средний уровень заработных плат, привлекательность госслужбы для молодежи и проч., так и некоторые, несколько более частные моменты, включая: принципы конкурсного отбора, последующую подготовку прошедших отсев к зачислению на место и т.д. Политика руководства страны, направленная на формирование новой чиновничьей элиты, как опоры правящего режима, и стремление к повышению популярности госслужбы отмечены в качестве важных тенденций развития.
При том, что, как уже было отмечено ранее, согласно официальной статистике количественный состав турецких чиновников значительных изменений не претерпевал [3 ], общие расходы на содержание Центральной администрации [4 ] демонстрируют, в абсолютном выражении, значительный рост: с 87,0 млрд. тур. лир в 2001 г. до 313,3 млрд. тур. лир в 2011 г. Однако, по отношению к ВВП, который в указанный отрезок времени увеличился более, чем в шесть раз (с 240,2 млрд. до 1 294,9 млрд. лир), наблюдается некоторое снижение их доли: с 36,2% до 24,2% в период с 2001 по 2011 гг. [5 ].
Параллельным образом растут расходы на персонал: если в 2001 году они составляли 14,5 млрд. тур. лир, то в 2011 г. – уже 85,8 млрд. тур. лир, с учётом отчислений на социальное страхование. В 2011 году расходы на соцстрах составили 12,9 млрд. тур. лир, таким образом, «чистые» расходы на персонал – 72,9 млрд. тур. лир [6 ].
Принятый в конце прошлого года Закон о бюджете Центральной администрации на 2012 г. №6260 устанавливает следующие пределы расходов:

Итого в общей сумме на 2012 г. – 385,5 млрд. тур. лир, включая 81,7 млрд. тур. лир – на содержание персонала и 14,3 млрд. – на соцстрах [10 ].
Общий бюджет за вычетом помощи, выделяемой Казначейством (33,4 млрд. тур. лир), и доли от получаемых доходов (1,2 млрд. тур. лир) составляет 350,9 млрд. тур. лир. Как можно заметить, эта величина на 12% превышает фактические расходы 2011 года [11 ].
С функциональной точки зрения вышеуказанная сумма, 350,9 млрд. тур. лир, разбивается следующим образом:

(здесь на долю Управления по делам религии приходится           3,9 млрд. т.л.)

Прогнозируемый рост расходов на Центральную администрацию, указанный в приложении к Закону – 8,5% в 2013 году (418,6 млрд. тур. лир без помощи Казначейства и доли от доходов) и 7,5% в 2014 году (449,8 млрд.).
Рассматривая «нормы расходов» отдельных ведомств можно отметить, что в числе проходящих по общему бюджету, за исключением естественным образом выделяющихся Министерства финансов (88,6 млрд. т.л.) и Казначейства (64,7 млрд.), ответственных за «текущие операции» государства, лидируют: Министерство образования (39,2 млрд.), Министерство труда и социальной защиты (31,6 млрд.), Министерство обороны (18,2 млрд.), Министерство здравоохранения (14,4 млрд.) и Управление общей безопасности (12,1 млрд. т.л.).
С точки зрения объёма расходов на персонал, «рейтинг» выглядит следующим образом. Безусловным лидером является Министерство образования (27,7 млрд.), за которым следуют: Управление общей безопасности (8,8 млрд.), Министерство обороны (8,2 млрд.), Министерство здравоохранения (6,8 млрд.) и приблизительно на одном уровне по расходам идут Управление по делам религии и Министерство юстиции (по 3,2 млрд. т.л.).
Обращаясь к организациям, проходящих по отдельным бюджетам, и к ведомствам, осуществляющим надзорные и регулирующие функции, можно отметить, что лидерами в первой группе по общему объему бюджетов являются Генеральный директорат водного хозяйства (8,0 млрд. т.л.), Генеральный директорат автомобильных дорог (6,2 млрд.), Генеральный директорат Управления кредитов и общежитий высшего образования (4,4 млрд.), Генеральный директорат лесного хозяйства (1,9 млрд.), Управление научных и технологических исследований (1,6 млрд.). В числе организаций с наибольшими расходами на персонал фигурируют те же организации, пусть и в несколько иной последовательности.
Среди государственных университетов говорить о получающих наибольшее финансирование не имеет смысла, хотя в их числе и выделяется несколько групп. Однако, в целом внутригрупповое распределение средств – достаточно равномерное.
Во второй группе (куда входят надзорные и регулирующие ведоства) места распределились следующим образом: Совет по информационным технологиям и связи (общий бюджет - 1,3 млрд. т.л.), Агентство по контролю и регулированию финансового рынка (165 млн.), Высший совет по радио и телевидению (137 млн.) и Агентство по регулированию энергетического рынка (116 млн.). Что же до расходов на персонал, то они колеблются в диапазоне от 15 до 60 млн. тур. лир.
Помимо вопросов бюджетирования Центральной администрации, немаловажное место в Законе №6260 отведено принципам и квотам набора персонала на государственную службу в 2012 году. При этом кадровые госслужащие, персонал с временными трудовыми соглашениями и рабочие рассматриваются отдельно.
Применительно к кадровым сотрудникам предусматривается возможность приёма на работу до 50% кадров, освободивших по тем или иным причинам (выход на пенсию, смерть, увольнение и перевод) свои позиции в 2011 году. Для тех ведомств, чьи потребности при таком подходе оказываются незакрытыми, предусматривается возможность приёма на работу в рамках выделенных квот: 5 000 – для ВУЗов, 29 000 – для прочих ведомств.
Следует заметить, что Закон, естественным образом, предусматривает целый ряд исключений из означенных квот, включая, к примеру, вооруженные силы, антитеррористические организации, службы безопасности, ряд категорий медицинских работников, судейских служащих, а также задействованных в таких сферах деятельности, как: сбор налогов, социальная защита, приватизация. Исключением является также приём на работу людей с ограниченными возможностями [12 ]. Они также выводятся за рамки расчётов 50%-го объёма замещения выбывших кадров. При этом приём на работу новых кадров (с учётом требований Закона о государственных служащих №657, в т.ч. в части, затрагивающей вопросы «исключений из правил») осуществляется по согласованию с Управлением по государственным служащим (DPB).
«Красная линия» (50%) действует и при приёме на работу работников ВУЗов, за исключением исследовательских кадров, для которых предусмотрено 100%-е замещение. В том случае, если таким образом потребность в преподавательском составе не будет закрыта, предусматривается квота в 9 тыс. мест, из которых 4 тыс. (дополнительная квота к указанным выше 5 тыс. местам) отдано исследовательским кадрам в рамках Программы подготовки предподавательского состава. Однако и здесь есть исключения, выведенные за рамки квот и пределов замещения – к примеру, они касаются исследовательских кадров в сфере медицины и стоматологии, которые проходят обучение за рубежом.
Применительно к работающим по временным соглашениям, предусматривается продление договорных отношений, при отсутствии возражений со стороны нанимателей, с поправкой размера оплаты труда на условия 2012 года. При этом не допускается превышение количества таких работников по сравнению с предыдущим годом (опять же за исключением возможности принятия «отдельных» решений). Занятость постоянных и временных рабочих ограничена рамками бюджета.
Разъяснение положений Закона №6260 в части приёма на работу госслужащих в 2012 году, а также разбивка по ведомствам установленных квот, рассмотренных по тексту выше (29 + 5 тыс. мест), обнародована Управлением по государственным служащим в конце марта с.г. [13 ].
Ниже приведены основные данные из этой разбивки. При этом рядом с квотами указаны приблизительные [ 14] сведения о текущем количественном составе того или иного ведомства или их группы с тем, чтобы оценить масштаб того набора, который будет произведён в текущем году [15 ]. Итак:

Ещё раз следует обратить внимание на тот факт, что указанные квоты не включают ряд ведомств и категорий работников. К таковым относятся, в частности: Министерство обороны, Жандармерия, Береговая охрана, Управление общей безопасности, а также кадры, ранее назначенные в Министерство образования [16 ].
В развитие вопроса необходимо отметить принятие 4 июля с.г. т.н. «Сумочного закона» («Torba Yasas?») [17 ], предусматривающего внесение ряда корректировок и дополнений к указанным выше квотам. Основными из них надо считать дополнительный приём на работу в Министерство образования 40 тыс. учителей, а также прием на работу в Управление общей безопасности 30 тыс. полицейских [18 , 19 ]. Разумеется, следует ожидать, что в ближайшее время будут опубликованы соответствующие корректировки и к Закону №6260.
Кратко подводя итоги данной статьи, можно сказать, что «поднятый пласт» статистической информации и рассмотренные документы позволяют сделать следующие выводы.

Завершая: пополнение кадров в текущем году идёт полным ходом. Если сравнивать статистические данные Управления по государственным служащим по количественному составу чиновников в середине апреля с.г., которую автор приводил в статье [21 ], и на настоящее время, нетрудно заметить произошедшие за несколько месяцев изменения, чётко отражающие интенсивную динамику процесса.
Конечно, изложенное выше охватывает лишь частично вопросы приема на госслужбу в Турции в текущем году с теми ограничениями, которые неоднократно озвучивались по тексту статьи, однако, думается, что даже с их учётом общая картина и некоторые акценты, которые делает современное турецкое руководство в рамках развития государственного сектора и реформирования страны в целом – достаточно прозрачны.

3 При этом, в целом занятость в госсекторе демонстрирует рост. Так, согласно данным Государственного комитета по статистике (TUIK) численность с 2008 г. (4-й кв.) по 2012 г. (1-й кв.) выросла с 2,7 до 3,1 млн. человек.

4 Под центральной администрацией подразумеваются: аппараты президента и премьер-министра, Меджлис, министерства и ведомства, государственные университеты и исследовательские центры, надзорные и регулирующие органы и проч.

5 http://www.bumko.gov.tr доступ к статистике 13.08.2012.

6 http://www.bumko.gov.tr доступ к статистике 13.08.2012.

7 Genel Butce kapsam?ndaki Kamu Idareleri.

8 Ozel Butce Idareleri.

9 Duzenleyici ve Denetleyici Kurumlar?.

10 2012 Y?l? Merkezi Yonetim Butce Kanunu. Kanun No.6260. Kabul Tarihi 21/12/2011. http://www.bumko.gov.tr/TR/Genel/BelgeGoster.aspx?F6E10F8892433CFFAC8287D72AD903BE21AE406D1C1546DE

12 Премьер-министр страны Р.Т. Эрдоган озвучил намерение заполнения на 3% государственных организаций людьми с ограниченными возможностями на церемонии, посвященной приему на работу 7 746 из них (всего поступивших обращений - 128 330). Немаловажно отметить существование специального ЕГЭ, по аналогии с  KPSS, для людей с органиченными возможностями, т.н. Ozurlu Memur Secme S?nav? (OMSS). Dunya Gazetesi. ‘Kamu kuruluslar?ndaki engelli kadrolar doldurulacak’ 10 Agustos 2012 Cuma.

14 Приблизительность указанных величин обусловлена тем, что регулярно обновляемая официальная статистика достаточно оперативно отражает меняющуюся численность госслужащих (как с учётом «естественных причин», так и начатого набора - 2012).

15 Статистика Управления по государственным служащим http://www.dpb.gov.tr/dpb_istatistikler.html Доступ 14.08.12.

17 Здесь, т.е. в названии Закона, имеется в виду, что в документе содержатся положения, затрагивающие целый спектр вопросов, и поправки к ряду законодательных актов.

20 ‘Ogretmen yerinde imam’ Cumhuriyet Gazetesi. 8 Agustos 2012. Carsamba.

Начало